Категория: 2016 г., ФПиУТ
Куглый стол на тему «Социально-психологическая адаптация как фактор гармоничного развития личности студента» прошел в ДГТУ
14 апреля на факультете таможенного дела и судебной экспертизы доцентом кафедры русского языка Зербалиевой Н. Ф. был организован Круглый стол на тему «Успешная социально-психологическая адаптация как фактор гармоничного развития личности студента».
В своем вступительном слове Зербалиева Н. Ф. отметила, что адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Степень социальной адаптации студента в вузе определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д. Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в вузе является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и будущего специалиста.
В процессе адаптации первокурсников обычно выявляются следующие трудности: неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая готовность к ней (пошел учиться вместе с другом, отправили родители, не надо далеко ехать), выстраивание межличностных отношений в новом коллективе. В этот момент важно направление не только успешно адаптировать, но ещё и смотивировать на будущую профессию, о которой студент знает очень мало или не знает совсем ничего.
С докладам на предложенную тему выступила ст. преподаватель кафедры русского языка Магомедова Х. М., которая отметила, что каждый год ДГТУ гостеприимно распахивает двери для пополнения большого и дружного коллектива студентов, которые поступают из разных школ городов и сел. Новый коллектив, новые преподаватели, новый учебный процесс, отличающийся от школьного, порой неопределенность в выборе профессии– все это приводит к возникновению психологических проблем, к затруднению в адаптации. А начинаться все должно с адаптации учащегося в той среде, в которую он пришел, не важно сделал он выбор самостоятельно или при помощи взрослых, которые за него решили. Помогать и сопровождать вчерашнего школьника должны все те же взрослые, которые берут на себя ответственность в данный период его жизни, его жизненного становления, как творческой личности, как будущего профессионала.
Свою точку зрения во время обсуждения данного вопроса активно высказывали и студенты-психологи. Предлагали свои варианты решения проблемы адаптации студентов. В частности, студентка 4 курса направления «Психология» Алибутаева Асият отметила, что первокурсники – это вчерашние школьники, поступившие в вуз, ещё только на пути к самоопределению, они по-разному относятся к своей будущей профессии, а также к обучению в вузе. Поэтому очень часто возникают трудности и неудачи, которые приводят к разочарованию, утрате интереса, пассивности, нежеланию учить и учиться, а также посещать колледж. Все они очень разные, каждый имеет за плечами свой багаж знаний и умений, каждый обладает определенным уровнем коммуникабельности, уверенности в себе и ответственности, но все они пришли за одним и тем же, за профессией, которую выбрали, поэтому главная задача преподавателей– не только адаптировать их, но и сформировать желание получить данную профессию, чтобы в будущем стать хорошим специалистом.
В своем заключительном слове Н. Ф. Зербалиева отметила, что главным в социально-психологической адаптации студентов остается процесс психологической перестройки личности студента, его заинтересованность, а также способности, умение и желание приспосабливаться к новой социальной среде, к условиям обучения в вузе.
И здесь большую роль играет самостоятельная, творческая работа студента. А задачей является, прежде всего, не только быстрее и мягче адаптировать, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные условия современной жизни. Поэтому и помощь должна осуществляться всеми специалистами учебного заведения на основе их совместного взаимодействия.
Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит повысить адаптационную активность студентов, успеваемость и качество знаний.