Категория: 2019 г., ИЭФ, ФНГиП
Научно-методический семинар на тему «Этика 21 века: проблемы и перспективы» провели на ФНГиП
На факультете ФНГиП прошел научно-методический семинар на тему «Этика 21 века: проблемы и перспективы», организованный старшим преподавателем кафедры философии инженерно-экономического факультета Заремой Исрапиловой.
В работе семинара приняли участие заведующий кафедрой философии, профессор Юсуп Абдулкадыров, декан факультета Милада Магомедова и студенты направления подготовки бакалавров «Техносферная безопасность».
Зарема Исрапилова в своем докладе отметила, что одно из главных противоречий современной технической цивилизации заключается в столкновении двух факторов: с одной стороны, очевидна необратимость и неизбежность технического развития, с другой, также очевидно углубление духовно-нравственного кризиса, который самым непосредственным образом связан с техническим развитием, но не может быть решен его средствами. «Две ведущие тенденции современности – глобальное развитие информационных технологий и углубление кризиса культуры глубоко взаимосвязаны. Интенсивность информационных потоков, быстрая смена ценностных и идеологических приоритетов, ставка на сенсационность, безразличие к духовным ценностям приводят к тому, что коммуникация становится формальной и выхолощенной, лишенной человеческого начала. Это приводит к неподлинному общению, отчуждению, одиночеству - основным моральным изъянам современного информационного общества. В этом контексте повышается роль философии диалогизма, которая будет способствовать снижению неподлинности общения, отчуждения, болезненного одиночества, гипертрофированного гедонизма.
В целом, моральные дилеммы информационного общества обналичивают два существенных противоречия: 1) противоречие между культурным и техническим развитием; 2) противоречие между техническим развитием и нравственностью. Следствием этого является необходимость развития информационной этики - способствовать гуманизации общества, используя информационный потенциал современной медийной культуры».
Участники семинара отметили, что в принципе все многообразие морально-этических проблем можно свести к двум общим проблемам: создание хорошего человека и создание хорошего общества.
Особое внимание было уделено антропологической проблеме, суть которой состоит в том, что общество живет стабильно, пока разрушительный потенциал его производственных и боевых технологий уравновешивается качеством культурных и моральных средств сдерживания.
Студент Магомедов Садык сделал акцент на то, что компьютерные технологии не нейтральны, они наполнены человеческими, культурными и социальными ценностями. «В поликультурном мире могут возникать конфликтующие системы ценностей. Для понимания и культивирования разнообразия человеческих культур необходим межкультурный диалог по вопросам этики. Надо выработать общие этические принципы, чтобы цифровые культуры могли стать подлинным символом свободы и творчества человека», - отметил он.
Юсуп Нурмагомедович подытожил результаты выступлений и отметил актуальность темы, ее значимость. Молодежь является своеобразным индикатором изменений, происходящих в нашем обществе и от того, какими морально-этическими нормами и ценностями она руководствуется в своей деятельности, во многом зависит будущее состояние нашего общества.
Анализ морально-этических проблем позволяет сделать следующие выводы. Несмотря на разноплановость и масштаб рассмотренных проблем, все они имеют одну общую черту – характеризуются отношениями господства-подчинения. Это господство одних социальных групп над другими, мужчин над женщинами, одних народов над другими, человечества над природой. Именно модель господства в отношениях между людьми определяла весь ход истории человечества: приводила к войнам, революциям и экологическим кризисам, поскольку ее характерная особенность – ориентация на насилие как на единственное средство решения всех проблем. Чтобы перейти на путь устойчивого развития, этику господства-подчинения в отношениях между людьми следует заменить на этику заботы и ответственности.
Требуется комплексный и целостный подход к формированию концепции и стратегии устойчивого развития, обеспечивающий учет не только экологических и социальных издержек экономического роста, но и морально-этических.