Категория: 2019 г., ФИСВЭиУ
Научно-практический семинар на тему «Использование регионального компонента в процессе преподавания иностранного языка» провели на ФИСФиА
В соответствии с планом научной работы, на кафедре иностранных языков (ИЯ) факультета информационных систем, финансов и аудита состоялся научно-практический семинар на тему «Использование регионального компонента в процессе преподавания иностранного языка». Модератор семинара – к.филол.н., зав.кафедрой ИЯ, профессор Абуева Нажават Надыровна.
Были заслушаны следующие доклады: «Реализация регионального компонента в процессе обучения иностранному языку» (Абуева Н.Н.), «Характеристика регионального компонента и его влияние на формирование коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку» (Ботаева С.М.) и «Психологические и лингвистические аспекты изучения иноязычной коммуникативной компетенции в условиях дагестанской многонациональности» (Ахмедова З.Т.)
В своих выступлениях докладчики говорили о том, что изучение студентами конкретной и содержательной куль¬туры региона, а именно: его истории, природы, хозяйства, культуры и соци¬ально-бытовой стороны жизни является одной из важных задач, стоящих перед высшей школой. В Законе «Об образовании» РФ установлены два компонента стандарта – федеральный и региональный. На региональный компонент отводится примерно 10% от объёма общего количества учебных часов, предусматривающих охват такого материала, как географические характеристики и политическое устройство региона; культурно-исторический и портрет региона; социокультурные региональные особенности жизнедеятельности общества (семья, национальная кухня, обычаи, традиции и пр.); экономика; художественная культура региона, его национальные корни и его вклад в российское и мировое культурное наследие; технологический и научный потенциал в регионе; проблемы занятости и трудоустройства в регионе и др.
Необходимым представляется отводить особое внимание гео¬политическому и гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи, по¬скольку именно знания о родном крае способствуют воспитанию таких ка¬честв, как уважение к своей и чужой культуре, чувство собственного досто¬инства, толерантность и, наконец, готовность к сотрудничеству. Знакомясь с иноязычной куль¬турой, студенты постоянно сравнивают её с родной, поэтому чем обширнее область знания у них родной культуры, тем продуктивнее работа с культурой другой страны.
В качестве примера реализации регионального компонента в ДГТУ было приведено описание проекта регионального содержания под названием "The Economy of Daghestan: Problems and Prospects of Development" («Экономика Дагестана: проблемы и перспективы развития» ) авт. Абуевой Н.Н. Разработка данной темы предусматривает анализ экономической ситуации в Дагестане в свете сегодняшних проблем и перспектив дальнейшего развития. Целью проекта является обучение студентов, наряду с умением конкретизировать и анализировать экономическую ситуацию в регионе, обозначить современные тенденции экономического его развития. Объём учебного материала, привлекаемого в проекте, содержит значительный информативный компонент. Наряду с текстами специальной тематической направленности, студентам предлагаются лексико-грамматические упражнения и ролевые игры, нацеленные на развитие речевых навыков в пределах конкретной тематики. На занятиях студенты размышляют, анализируют, предлагают собственное видение актуальных экономических проблем как своего региона или своей страны, так и мира в целом. Учитывая интерес, проявляемый студентами к региональной тематике, дальнейшие разработки подобных тематических проектов, относящихся, к примеру, к изучению истории, обычаев и традиций своего региона, так же, как и страны изучаемого языка, весьма перспективны.
Практика показывает, что целенаправленное использование регионально-национального компонента содержания обучения иностранному языку не только стимулирует обучаемого, повышая мотивацию к овладению иностранным языком, но и помогает осознать особую роль в нём национальной культуры каждого народа, включая его собственный.