Категория: В центре внимания, АСФ
Перспективы миротворческого образования обсудили в ДГТУ
В ДГТУ прошло мероприятие, посвященное обсуждению миротворческих инициатив и развитию толерантности под названием «Миротворческое образование и формирование толерантности, как основа стабильности поликультурного общества».
Мероприятие, инициированное и организованное архитектурно-строительным факультетом совместно с Управлением по воспитательной работе и социальному развитию ДГТУ, собрало более 200 участников из различных вузов республики и региона. Все они приняли участие в обсуждении и обмене мнениями по проблеме воспитания толерантности в современном полиэтническом и поликультурном обществе.
Открывая встречу собравшихся поприветствовала проректор по ВиСР ДГТУ М.Е.Котенко. Она поблагодарила участников и гостей за большое внимание и интерес к работе конференции, подготовку актуальных выступлений, которые обещают стать еще одним шагом к углублению представлений студентов в вопросах формирования толерантного мира.
В рамках конференции выступили: д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии ДГТУ Абдулкадыров Ю.Н. с докладом, посвященным глубокому исследованию и анализу проблем этнорелигиозной толерантности в современном обществе, ст. преподаватель кафедры АДОиФ ДГТУ, педагог-психолог Иноземцев В.И. «Современные проблемы стабильности социального общества и пути их решения».
Представитель Чеченского государственного педагогического института, к.п.н. доцент Калманова Ц.А. познакомила собравшихся с докладом «Через педагогику мира и ненасилия – к миру и согласию». Выступление содержало развернутый анализ темы, обогащенный примерами из собственной практики преподавателя ЧГПИ.
Большой интерес участников конференции вызвало выступление заместителя декана факультета экономики и управления ДГИНХ Кунбутаева Т.Н., посвященное созданию и функционированию миротворческих центров в вузе, реальности и перспективам этого направления работы. Было отмечено, что главной задачей поликультурного воспитания в высшей школе является восстановление этнокультурных и этносоциальных функций. Важно научить студентов осмысливать социальные процессы, анализировать и систематизировать знания об этнических культурах, находить и признавать в них общее и различное. В качестве примера докладчик привел деятельность миротворческого центра на базе ДГИНХ, где специально обученные тренеры обучают молодежь адекватно реагировать на конфликты, обучают методам ненасильственного разрешения споров и противоречий.
Выступление заместителя декана по ВР АСФ Ибрагимова З.А. «Миротворческое образование и формирование толерантности как фактор личностного роста и профессионализма педагога-воспитателя вуза» развило представление собравшихся о путях и методах достижения толерантного мира в рамках конкретных образований. Было отмечено, что в условиях, насыщенных межэтническими и межконфессиональными противоречиями, подогреваемыми СМИ, формирование этнического самосознания как первоосновы этнической и российской идентичности стало основной целью реализации Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)». «Эффективным средством выполнения этой программы может стать миротворческое образование, предполагающее воспитание уважения к иным культурам и верам, традициям и обычаям других народов, необходимое для успешных взаимоотношений не только представителей разных народов, но и для согласия внутри национальных сообществ, внутри регионов. Особенно это необходимо в Дагестане – самом полиэтничном регионе России. Пройдя школу обучения в «Молодежной лидерской школе», став тренером программы, я понял, что формирование культуры межличностного, межэтнического общения, - это учебно-воспитательной процесс, опирающийся на специфическое содержание и технологии образования, обеспечивающий приобретение обучающимися ценностей, знаний, норм, умений общения для их последующего применения в поликультурной среде. В процессе миротворческого образования активизируется потенциал личности, многократное пребывание на разных этапах обучения в ситуации успеха вселяет в каждого веру в собственные возможности, что порождает стремление к самореализации. Все, кто прошел эту школу, сегодня успешные журналисты, руководители, педагоги, молодежные лидеры т.д. Но главное, все они – носители культуры мира, добра и согласия», - подчеркнул докладчик.
Встреча компетентных представителей вузовского сообщества и общественных организаций региона посодействовала достижению главной цели мероприятия - повышению ответственности студенческой молодежи за уровень межэтнического согласия и межнациональных отношений в обществе. Отметим, что в рамках работы мероприятия прошли не только конференция, на которой выступили докладчики с темами, отражающими наиболее актуальные представления о достижении толерантного мира на Кавказе, но и круглый стол, а также тренинги в двух сформированных группах. Комплексная программа мероприятия позволила выработать целый ряд рекомендаций по миротворческому образованию в условиях высшего учебного заведения.
Большая часть мероприятия прошла за круглым столом, где обсуждались вопросы: «Какие процессы в российском и местном обществе привели к социальной, межэтнической, межрелигиозной разобщенности?», «Насколько эффективны предпринимаемые государственными структурами меры для снижения уровня напряженности», «Как сказываются эти негативные явления на взаимоотношениях молодежи внутри субъектов и на межрегиональном уровне?» и др. Участники встречи обсудили и выработали и ряд предложений по вопросам: «Какие меры могут быть эффективными, чтобы в корне изменить ситуацию и внутри субъектов, и в целом в стране?», Что нужно делать педагогическому сообществу в краткосрочной и долгосрочной перспективе?», «Каким может быть вклад молодежи в решение проблемы стабильности в обществе?» и т.д.