Категория: 2020 г., АСФ, Лента
Региональная научно-практическая конференция «Мастера дагестанского искусства» прошла в университете
Региональная научно-практическая конференция на тему «Мастера дагестанского искусства» прошла на кафедре рисунка и живописи архитектурно-строительного факультета ДГТУ. Открыл конференцию заведующий кафедрой Магомед Магомедов. Для участия в мероприятии были приглашены искусствоведы ИЯЛИ им. Г. Цадасы ДФИЦ РАН, а также преподаватели и студенты АСФ ДГТУ, художественно-графического факультета ДГПУ. Докладчики выступали с темами по изобразительному искусству Дагестана на примере известных мастеров живописи, графики и скульптуры. Рассказывали о стилистических и идейно-мировоззренческих сторонах их творчества преимущественно по ХХ веку. Были отражены имена известных художников Дагестана: юбиляра Муэтдина-Араби Джемала, мастера акварели Юсупа Хасбулатова, авангардиста Апанди Магомедова и многих других личностей, чьи достижения и особенности художественного почерка внесли огромный вклад в развитие современного искусства Дагестана, определили его черты самобытности и своеобразия.
Амирбек Амирбеков, профессор кафедры ИЗО художественно-графического факультета, выступил с темой «Новые формы художественной выразительности в творчестве дагестанских живописцев второй пол. ХХ в.». Он представил интересный доклад об использовании современными художниками национальных традиций прошлого на языке авангардного искусства. Научный сотрудник ИЯЛИ им. Г. Цадасы Зарипат Ахмедова, выступила с темой «Раннее творчество основоположника дагестанской живописи М.–А. Джемала». Автор рассказала о роли творчества основоположника дагестанского изобразительного искусства для становления реалистических традиций в живописи и графики. В своём докладе Зарипат Ахмедова акцентировала внимание на архитектурных пейзажах мастера, отображающих самобытные формы народного зодчества. Было отмечено об исторической важности творчества М.–А. Джемала, способствовавшего сложению национальной школы реалистического искусства Дагестана первой половины ХХ века.
Старший преподаватель кафедры «Рисунок и живопись» Гамидов Т.С., подготовил материал по теме «Абстрактно-символическая скульптура Али-Гаджи Сайгидова». Были приведены примеры работ, получивших известность своими отвлечёнными формами, замысловатостью идей и знаковостью содержания. «Шар в искусстве» - это большая серия скульптурных работ Али-Гаджи Сайгидова постсоветского времени, где в высшей степени проявился дух его творческого свободовыражения. Автор отметил, что избавляясь от форм натурного правдоподобия, с начала 1990-х годов скульптор ещё в большей степени приходит к механической трактовке фигуры человека. Процессы высвобождения формы от классических условностей, приводят к образованию стандартизированных «пластических формул». Фигура человека, на уровне отвлечённой формы, отображается в виде трубчатого объёма с венчающим его шаром. Подобные эксперименты, по мысли автора, являют с собой яркий пример развития абстрактной скульптуры Дагестана.
Участники семинара подключались к обсуждениям по тематике выступавших, задавали интересующие им вопросы и приобрели опыт искусствоведческого анализа произведений искусства в различных его видах.