Категория: 2018 г., ТрФ
Студенты ДГТУ встретились с психологом Института национальных проблем в образовании Джамилей Джахпаровой
18 октября 2018 года в общежитии №2 Дагестанского государственного технического университета по инициативе заместителя декана транспортного факультета Саибат Кадировой была организована встреча студентов с психологом ФГБНУ «Институт национальных проблем в образовании» РАО Джахпаровой Джамилей Юсуповной на тему «Выбираем ли мы свое поведение? Или это сценарий?».
Гость мероприятия Джамиля Юсуповна начала выступление с того, что поведение – во многом это наши привычки, укоренившиеся со временем в образе жизни или стиле действовать. Казалось бы, невозможно поменять то, что формировалось годами. Однако, начав работу над собой, можно изменить свое поведение.
Приходилось ли Вам слышать от окружающих Вас людей следующие фразы: «У меня все должно быть идеально!», или «Я сильный, я справлюсь», «Я постараюсь это сделать?» Скорее всего, да!
Как правило, подобные установки и поведенческие реакции считаются личностной чертой, возможно, даже врожденной. Но это не всегда так. Те стереотипы поведения, реакции и связанные с ними мысли о себе и чувства, который человек будет воспроизводить в большинстве типичных жизненных ситуаций, закладываются в детстве и называются такие поведенческие реакции драйверным поведением.
Драйверное поведение (ведущее поведение), также как и сценарные запреты, играют роль в формировании жизненного сценария. Их роль достаточно значима, так как они позволяют человеку на какое-то время, значительное или не очень, не следовать сценарным запретам, полученным в детстве, то есть драйверы представляют собой стратегию выживания.
Также Джамиля Юсуповна отметила, что существуют пять вариантов драйверного поведения, механизм формирования, проявления и последствия:
1. Будь сильным. Люди с ведущим драйвером, обычно спокойны, хладнокровны, безэмоцианальны, но стоит лишь появиться проблеме, неважно у кого, у самого человека, у коллеги или у родственника, человек меняется, становится энергичным, активным.
2. Старайся. Человек с данным драйвером будет очень охотно браться за новые дела, начинать новые дела, начинать новые проекты, которые он, вероятно, так и не доведет до конца. Точнее, доведены до конца будут далеко не все начинания.
3. Радуй других. Человек с подобным драйвером будет испытывать сложности тогда, когда нужно будет позаботиться о себе, он будет постоянно откладывать свои важные дела ради того, чтобы сделать кому-то приятно, оказать помощь и поддержку. Например, жена, ради того, чтобы встретить мужа с работы откажется от вечерних занятий танцами, или выросшая дочь будет продолжать радовать своих родителей, проводя с ними выходные. Вариантов много, но суть сводится к тому, что свои потребности и желания откладываются на время или навсегда, ради того, что бы кто-то рядом был доволен, спокоен и рад.
4. Спеши. Человек с данным драйвером быстро говорит и «проглатывает» слова, быстро ходит, спешит жить, стараясь объять необъятное, но в то же время упускает глубину, либо же наоборот, делает все крайне медленно, опаздывает на встречи, работу, не успевает вовремя подготовиться к зачету. Любое «выпадение» из удобного и комфортного для данного человека ритма является проявлением драйвера «Спеши».
5. Будь совершенным. Люди, получившие драйвер «Будь совершенным», с ранних лет знают, что от них ждут только самых лучших результатов, совершенства во всем. С малых лет посещают разнообразные занятия, от них требуется лучших отметок в школе, идеального внешнего вида и так далее. Человеку все время кажется, что то, что он делает, недостаточно совершенно и стоит еще немного потрудиться, чтобы добиться идеального результата. В будущем это может привести к многим сложностям, начиная от сложности закончить работу, поэтому как человек «закапывается» в мелочах, которые лишь отдаляют его от результата, заканчивая навязчивыми состояниями.
В завершении мероприятия, Джамиля Юсуповна дала студентом несколько советов и рекомендаций. Встреча прошла в форме дружеской беседы. Многие из присутствующих задавали интересующие вопросы, на которые получили внятные ответы. В частности, студентов интересовали проблемы самостоятельности молодого поколения, психологической зависимости от родителей и самопознания.
В конце встречи Саибат Кадирова от лица всех присутствующих поблагодарила Джамилю Юсуповну за столь продуктивный диалог.