Категория: 2018 г., ИЭФ
Диспут на тему студенческой этики общения организован кафедрой философии на инженерно-экономическом факультете
В рамках реализации социально-психологических программ комплексного плана воспитательной работы на инженерно-экономическом факультете прошел диспут «Межличностные конфликты: причины, пути и способы разрешения»», организованный доцентом кафедры философии Заирой Муртузовой.
Целью диспута явилось формирование конфликтной компетентности студентов, развитие общекультурных компетенций, направленных на совершенствование этического поведения и общения.
Открывая мероприятие, организатор отметила, что проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия является одной из актуальных проблем современного общества. Конфликт обычно рассматривается как столкновение интересов людей, противоборство сторон ради достижения своих интересов и целей. Конфликт – естественная составляющая человеческих отношений, имеющая не только негативные последствия, но и положительные, конструктивные. Последнее заключается в том, что конфликт информирует нас о возникновении проблем в отношениях между людьми, что, в свою очередь, позволяет принять своевременные меры для их решения. Попытки совместными усилиями решить конфликтные ситуации, в свою очередь, способствуют сплочению коллектива, снижению напряжения в отношениях и, как следствие, создают возможность для того, чтобы отношения развивались и дальше, переходя на качественно новый уровень. Таким образом посредством конфликтов люди могут развивать свою личность и даже совершенствовать межличностные отношения.
Негативные последствия конфликта – следствие неспособности участников конфликта разрешить вызвавшее его противоречие. Неправильное поведение в конфликте приводит к увеличению напряженности в отношениях между людьми, агрессивным действиям в адрес друг друга и, как следствие, к ухудшению и прекращению отношений. Кроме того, находясь в ситуации конфликта, люди испытывают отрицательные эмоции: подавленность, тревогу, страх, которые могут привести к стрессу.
Далее первокурсница Виктория Суслова рассказала о причинах возникновения, типах межличностных конфликтов. Она отметила, что адекватному восприятию человека другим человеком нередко мешают различные культурные представления людей, сложившиеся негативные стереотипы, установки, формирующиеся под воздействием слухов, мнений, суждений.
Для данной студенческой группы этот аспект особенно актуален в силу того, что в ней наряду с дагестанскими ребятами обучаются и иностранные студенты из Африки, которым особенно непросто выстраивать отношения в новом социокультурном пространстве. Ребята рассказали о наиболее частых причинах и поводах для конфликтов, возникающих в собственной этнической среде и с представителями местной культуры. Следует отметить, что преимущественно такие отношения носят позитивный характер и основаны главным образом на сотрудничестве и взаимопомощи. Вместе с тем возможны случаи негативных отношений, связанные, в основном с непониманием и неверным считыванием культурных кодов, причем и с той, и с другой стороны. Следовательно, очень важно, оказавшись в чужой культурной среде, изучать ее особенности, нормы, ценности, традиции, обычаи, ментальность, чтобы избежать сложностей во взаимоотношениях, адекватно понимать партнеров по общению и предотвратить возможные конфликты.
В заключительной части диспута аудитория обсудила способы разрешения конфликтных ситуаций, среди которых наиболее эффективными признаны компромисс и сотрудничество. Ребята пришли к выводу о том, что для предотвращения и разрешения межличностных конфликтов очень важно развивать в себе такие качества, как доброжелательность, уважительное, толерантное отношение к людям, рефлексию, готовность идти на уступки, считаться с интересами других людей, снижать уровень агрессии к миру и т.п. Без этих умений сейчас невозможно прожить, решить поставленные временем перед нами задачи, добиться успеха в любой деятельности.
Диспут получился интересным, весьма содержательным, и, самое главное, привел студенческую аудиторию к пониманию того, что знание и умение грамотно выстраивать отношения с людьми является одним из главных критериев оценки и «человечности» в каждом из нас и профессионализма.