Категория: 2018 г., ФИСВЭиУ
Посещение детей с ограниченными возможностями Дома дневного пребывания «Жизнь без слез»
Студенты архитектурно-строительного факультета по инициативе доцента кафедры иностранных языков, факультета информационных систем, финансов и аудита Альфии Алигаджиевой посетили детей с ограниченными возможностями Дома дневного пребывания «Жизнь без слез», который открылся по инициативе активных родителей детей с инвалидностью при поддержке нескольких дагестанских благотворительных организаций, в том числе региональной общественной организации помощи инвалидам «Жизнь без слез». Основная цель обучения – социальная адаптация и самореализация в процессе интеграции в обществе. С детьми занимаются педагоги и психологи, занятия чередуются с рисованием, физкультразминками, прогулками и т. д.
Руководитель организации Айшат Гамзаева и весь персонал встретили радушно, рассказали о работе организации, ее проблемах и успехах. В настоящий момент в Доме дневного пребывания учатся дети с синдромом Дауна, расстройствами аутистического спектра. На сегодняшний день каждый 100-й ребенок в мире страдает расстройством спектра аутизма. Распространение аутизма независимо от расовой принадлежности, региона проживания, социального или имущественного статуса родителей. Детей аутичного спектра развития объединяют проблемы с налаживанием социальных связей, они не умеют играть и сторонятся окружающих. У них значительные сложности в общении – и с помощью речи, и без нее. Им трудно понять наши и выразить свои эмоции и чувства. У них может отсутствовать речь совсем или они будут часами повторять любимую фразу, цитировать мультфильмы и стихи. Их игры и поведение носят стереотипный характер. Они боятся и избегают изменений. Им страшно смотреть в глаза собеседнику, им тяжело находиться в местах, где большое скопление людей, резкие звуки и яркий свет вызывают у них острую боль. От страха они могут кричать, махать руками, падать на землю и бежать, куда глаза глядят, и этим они пугают окружающих. При всем этом интеллект ребенка не страдает, а в некоторых случаях может быть гораздо выше, чем у его сверстников. Сейчас очень много неговорящих детей, и чем дальше – тем больше детей с такими проблемами, и здесь огромное значение приобретают службы раннего вмешательства, работа с семьей. Хотя аутизм с момента рождения выявить очень сложно, он проявляется по мере развития ребенка. А синдром Дауна или другие заболевания определить можно. Родители теряются, не знают, что им дальше делать. «Дети с синдромом Дауна очень легкие для реабилитации, они солнечные, чистые, открытые. Прямо радуешься, когда заходишь в Центр и видишь этих детей. В связи с этим нужна служба, которая будет работать с такими семьями, чтобы они не отказывались от детей, чтобы не породили еще одну сироту», – поделились студенты.
Помощь детям с подобными расстройствами и их семьям в Дагестане оказывает Дагестанская региональная общественная организация помощи инвалидам «Жизнь без слез». Педагоги Дома дневного пребывания для детей с ограниченными возможностями постоянно проходят переподготовку. Ежегодно они выезжают в том числе и за пределы страны, чтобы ознакомиться с современными технологиями и методами, которые можно применять в работе с детьми с тяжелыми нарушениями.
Сейчас в Доме дневного пребывания работают дефектологи, психологи, логопеды, профильные педагоги – по труду, музыке, физической культуре, чтению и письму. В группе на одного преподавателя по нормативу может быть только 5 детей и обязательно должен присутствовать воспитатель. Есть в Центре и очень тяжелые группы, в которых взрослые дети, и в них не более трех детей на одного педагога. Помимо педагогов, здесь работают воспитатели и сопровождающие, которые сопровождают детей в дороге от дома до Центра и обратно домой.
Доброжелательное и чуткое отношение студентов и преподавателя Альфии Алигаджиевой принесло детям много радости. Дети были безмерно рады подаркам, которые закупили гости: развивающие игры, фрукты и прочее. Руководитель организации Гамзаева А. и воспитатели выразили благодарность за визит, отметив, что такая поддержка крайне необходима детям.