Категория: 2019 г., ФИСВЭиУ
В общежитии ДГТУ прошел круглый стол на тему «Проблема адаптации студентов младших курсов в стенах вуза»
По инициативе старшего преподавателя кафедры информационных технологий и прикладной информатики в экономике Рамидина Тагиева в общежитии ДГТУ был проведен круглый стол на тему «Проблема адаптации студентов младших курсов в стенах вуза».
На круглом столе были рассмотрены такие вопросы, как: основные препятствия к быстрой адаптации студентов младших курсов в университете; возможные последствия плохой адаптации студента-первокурсника; студенческие кураторы: необходимость или нет и др.
Тагиев Р.Х. в своем докладе рассказал о процессе адаптации у первокурсников: «Придя в вуз, ребята попадают в непривычную для них среду. Адаптационный период определяет их дальнейшее морально-психическое самочувствие, отношение к учебе, дисциплинированность, активность. У каждого студента процесс адаптации индивидуален. Преподаватели и старосты должны помнить об этом и суметь помочь каждому студенту сориентироваться в обстановке, приспособиться к новым условиям, влиться в коллектив, сформировать правильную оценку своего профессионального выбора и поведения в группе».
Для поддержки первокурсников в политехе существуют кураторы академических групп. Они контролируют успеваемость подопечных, способствуют реализации их способностей и талантов, помогают обеспечить хорошую атмосферу в группе, проводят тренинги на сплочение.
У первокурсников может хромать успеваемость, ведь учебный материал сложен и нагрузки очень большие. Куратор для них и помощник, и информатор, и просто хороший человек, к которому можно обратиться в любой ситуации.
Таким образом, можно сделать вывод, что для первокурсников куратор – это человек, подобный классному руководителю в школе.
Студента Мамедов А. в своем докладе отметил, что необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него правил жизни и учебы в вузе. На протяжении первого года обучения происходит вхождение студента – первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности. Процесс адаптации первокурсника протекает по следующим уровням:
1. Приспособление к новой системе обучения.
2. Приспособление к изменению учебного режима.
3. Вхождение в новый коллектив.
В процессе адаптации студентов-первокурсников к обучению в ВУЗе выявляются следующие трудности:
1. Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
2. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;
3. Неумение осуществить психологическую саморегуляцию (отсутствие навыков самостоятельной работы; конспектирования, работы с первоисточниками, словарями, каталогами);
4. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
5. Страх публичных выступлений перед однокурсниками и авторитетными вузовскими преподавателями;
6. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.
Успешное решение этих проблем связано с внедрением такой формы взаимодействия со студентами, которая бы способствовала более эффективной адаптации первокурсников на разных уровнях.
Фатахов Р. отметил, что в решении задач адаптации студента, будущего специалиста необходима специальная помощь педагога, которая определяется стратегиями педагогической поддержки в первые месяцы обучения, которое связывается с созданием благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития их внутренних сил, формирования способности к самостоятельным действиям и свободному выбору. Таким образом, период адаптации первокурсника к обучению в университете является очень важным для его развития как личности. Адаптация молодежи к студенческой жизни – сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма.