+ + + + +
Обычная версия сайта
Russian
English
Français
Deutsch
Korean
AZERBAIDJAN
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Дагестанский государственный технический университет"
< Команда веселых и находчивых ДГТУ на Дагестанской лиге
24.09.2019 17:59 Давность: 5 yrs
Категория: 2019 г., ИЭФ

Кафедрой философии был организован научно-методический семинар «Философские концепции развития»


 

В соответствии с планом проведения научных мероприятий инженерно-экономического факультета кафедра философии организовала и провела научно-методический семинар «Философские концепции развития», в котором приняли участие заведующий кафедрой философии, д.ф.н., профессор Юсуп Нурмагомедович Абдулкадыров, к.ф.н., доцент Заира Муртузова, к.ф.н., доцент Гюльжаган Казибекова, к.ф.н., доцент Альбина Нурилова, студенты архитектурно-строительного и технологического факультетов ДГТУ.

С основным докладом по заявленной проблеме выступила к.ф.н., доцент Заира Муртузова. В начале своего выступления докладчик отметила, что философское миропонимание призвано не только представить основные виды бытия, но и раскрыть многообразные связи – показать теоретический образ мира в его динамике. Решение этой задачи связано с формированием в истории философии двух философских методов или концепций развития: диалектики и метафизики. Догматический или метафизический – антидиалектический способ мышления, который рассматривает вещи и явления изолированно друг от друга, не учитывает взаимосвязи вещей, отрицает противоречие как источник развития. Диалектика же – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессе изменения и развития.

Диалектический метод предполагает соблюдение следующих требований: подходить к предмету исследования исторически, т.е. брать его обязательно в развитии – с момента возникновения до сегодняшнего состояния; искать в эволюции нашего предмета способ его самодвижения, т.е. внутреннее противоречие, двойственность, борьбу противоположностей; уметь определять меру предмета, т.е. единство его количественных и качественных характеристик, а также их взаимодействие; в соотношении последовательных стадий развития объекта видеть не только отрицательность, негативность, но и единство, преемственность; пытаться квалифицировать различные характеристики объекта как общие или единичные, необходимые или случайные, формальные или содержательные и т.д., а также видеть их взаимопереходы и взаимопревращения, т.е. относительность, релятивность и т.п.

В силу своей всеобщности, отметила Заира Муртузова, диалектический метод применим не только в научном познании, он работает и на обыденном, житейском уровне. Таким образом, диалектика представляет собой глубокий и эвристичный способ описания и изучения реальности.

Большой интерес у присутствовавших вызвало выступление профессора Юсупа Абдулкадырова, рассказавшего о том, что в настоящее время в философии и науке выделяется множество философских концепций развития: креационистская, концепция преформизма, градуалистская, творческо-эволюционная, натуралистическая, синергетическая и другие. Им были раскрыты ключевые идеи синергетической концепции – одной из наиболее перспективных концепций развития, занимающейся изучением общих закономерностей явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и др.) на основе присущих им принципов самоорганизации.

Участники семинара с интересом воспринимали поднятые на семинаре сложные философские проблемы. Докладчики ответили на все вопросы студенческой аудитории.

 

 


Поделиться новостью: