Категория: 2019 г., ФИСВЭиУ
Научно-практический семинар на тему «Формирование навыков и умений по ведению групповой беседы» провели на ФИСФиА
В соответствии с планом научной работы, на кафедре иностранных языков факультета информационных систем, финансов и аудита состоялся научно-практический семинар на тему «Формирование навыков и умений по ведению групповой беседы».
Модератор семинара – к.филол.н., зав.кафедрой ИЯ, профессор Абуева Нажават Надыровна. Были заслушаны следующие доклады: «Трудности обучения групповому общению» (Гасанова Р.Г.), «Формирование навыков успешного публичного выступления» (Арчилаева А.Ш.), «Современные информационные средства для совершенствования навыков и умений студентов ведению беседы» (Исмаилова А.Х.) и «Проблемы, возникающие при обучении речи и ведении беседы. Пути их решения» (Мамедова Г.Б.). В своих выступлениях докладчики говорили о том, с какими проблемами сталкиваются студенты при групповом общении, ведении беседы, выступлении перед аудиторией, а также обсуждали пути решения этих проблем.
В настоящее время в теории и практике образования идёт поиск форм и методов, которые могут создавать условия для развития коммуникативных умений и навыков работы в команде, другими словами, развития социальной компетенции и умения учиться самостоятельно. Большой потенциал для реализации этого имеет такая форма организации образовательного процесса, как работа в группе, которая подразделяется на два вида: дифференцированную и единую. При единой работе все группы выполняют одинаковые задания, при дифференцированной - разные группы выполняют разные задания в рамках общей для всех студентов темы.
Было сказано о публичном выступлении как о необходимости, с которой сталкиваются в течение всей жизни. Составляющим звеном коммуникативной компетенции является умение выступать публично, которое стало необходимым навыком в современном мире: готовить и проводить лекцию, презентации приходится и преподавателям, и студентам, и топ-менеджерам, и руководителям направлений, и сотрудникам. К сожалению, нередко самое блестящее содержание тонет под невыразительным выступлением. Страх перед аудиторией, скованность, нервозность знакомы многим.
Если обратить внимание на данные по теме «Топ-10 человеческих страхов всех времён», то можно увидеть, что страх публичных выступлений занимает далеко не последнее место. Поэтому одной из задач преподавателя является формирование у студента умения подготовить выступление, произнести его так, чтобы убедить, заинтересовать аудиторию. Педагог также может помочь студентам преодолеть страх и научить их определённым правилам публичного выступления — это одна из важнейших задач и трудностей одновременно, которая возникает в связи с введением новых ФГОС. ФГОС высшего образования также включает в себя требования «формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью».
Была представлена на суд присутствующих подборка информационных средств для улучшения навыков общения на английском языке. В наше время в свободном доступе огромный объем обучающего материала, среди которого есть наиболее эффективные: видеоресурс TED talks, здесь вы можете выбрать короткие ролики на английском языке по интересующим вас темам; Netflix и Ororo – это онлайн каналы фильмов и сериалов на английском языке; статьи интернет-журналов Reader’s Digest, Mental Floss, National Geographic, Scientific American, Sunset являются отличным источником для бесед и обсуждений. Для ежедневной практики есть отличные приложения для мобильных телефонов, при помощи которых можно вести диалоги и развивать свои навыки беседы.
По завершении чтения докладов преподаватели обсудили вопросы, возникшие в ходе семинара.