+ + + + +
Обычная версия сайта
Russian
English
Français
Deutsch
Korean
AZERBAIDJAN
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Дагестанский государственный технический университет"
< Всероссийский конкурс студенческих работ «Профстажировки 2.0».
17.04.2020 21:32 Давность: 5 yrs
Категория: 2020 г., ФИСВЭиУ, Лента

ДГТУ провел онлайн-семинар на тему «Основные направления государственной антикризисной политики и инструменты ее реализации»


Кафедра экономической безопасности, налогообложения и бизнес информатики провела онлайн-семинар на тему «Основные направления государственной антикризисной политики и инструменты ее реализации». С вступительным словом выступила заведующая кафедрой Инара Шахбанова, в семинаре приняли участие представитель Корпорации развития Дагестана, начальник консалтингового отдела Руслан Асваров, Центра бизнес-образования в Махачкале - бизнес консультант Саида Джалилова , генеральный директор ООО «ДагТурКаспий» Гаджимурад Умаров, доцент кафедры Везирхан Гираев и др.

Карантинный режим вносит существенные корректировки не только на экономическую деятельность, но и на поведенческие ориентиры. Складывающаяся ситуация требует скоординированных мер во всех сферах деятельности, при этом основная цель–сохранение здоровья населения и недопущение распространения эпидемии коронавируса. С каждым днем все сложнее содержать свое дело и рабочие места. Ситуация требует принятия оперативных мер. К ним, на взгляд участников семинара, можно отнести следующее.
Как известно, в условиях кризисов для минимизации экономических потерь и преодоления их последствий классическая политэкономия рекомендует стимулировать спрос и занятость. Это достигается с помощью денежно-кредитных и бюджетно-налоговых инструментов. Но применение этих инструментов осложняется необходимостью соблюдения социальной дистанции и минимизации социальных контактов.
Касательно денежно-кредитных инструментов отметим, что в республике отсутствуют самостоятельные кредитные организации, а представлены филиальной сетью ПАО Сбербанк и ОАО Россельхозбанк. В структуре кредитного портфеля основной удельный вес занимали кредиты, предоставленные физическим лицам – 70,9% и организациям – 29,1% (на 01.01.2019 – 63,7% и 36,3% соответственно). Кроме того, наблюдается отрицательная динамика корпоративного кредитования, в том числе МСП в 2019 году (-10,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года), отличная от общероссийской (+4,7%), что связано с негативным финансовым состоянием предприятий региона. Кредитный портфель практически по всем отраслям характеризуется низким качеством, в связи с высоким удельным весом просроченной задолженности - 82,5% (РФ – 7,1%), а также динамикой ее роста. Да и оперативность принятия решений оставляет желать лучшего. А ресурсы нужны здесь и сейчас. В этих условиях рассчитывать на банковские кредитные ресурсы не приходится.
Объем вкладов населения республики на начало 2020 г. составил 74,4 млрд. руб. Средний размер вклада на одного дагестанца составляет в среднем около 24 тыс. руб. То есть, ресурсов у населения, при ежемесячных минимальных расходах около 20-25 тыс. руб., хватит лишь на пару месяцев. Как и на что им жить дальше?
В январе 2020 года сальдированный финансовый результат организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций) в действующих ценах составил 8527,9 млн. рублей убытка (193 организаций получили прибыль в размере 599,1 млн. рублей и 43 организаций имели убыток на сумму 9127,0 млн. рублей).
За этот же период предыдущего года, сальдированный результат составлял – 7907,7 млн. рублей убытка. Так, возникает вопрос: есть ли смысл поддерживать заведомо убыточные предприятия? А может, есть смысл поддерживать эффективные предприятия?
Принимаемые решения по поддержке системообразующих предприятий республики хороши, но возникает вопрос: если нет спроса, имеет ли смысл поддерживать производство? Ведь население попросту будет тратиться (и тратится) в основном на еду и одежду. И лимит 2 месяца!
В этих условиях из всего классического набора инструментов республика может выбрать только бюджетные (перераспределение ресурсов в рамках нацпроектов) и налоговые (в части пересмотра ставок региональных и местных налогов).
Участниками семинара были предложены следующие конкретные меры:
1. Складывающаяся экономическая ситуация и правовое оформление экономических отношений вступили в явное противоречие. То есть, республиканский бюджет, многие проекты и программы, закрепленные в соответствующих нормативных документах не соответствуют объективно сложившейся повестке дня, в силу чего необходим серьезная экспертиза и аудит с привлечением экспертного сообщества. Эту работу необходимо провести не только на республиканском, но и на уровне городов и муниципалитетов, а также в отношении ведомственных программ органов власти республики и муниципалитетов.
2. На территории региона осуществляют деятельность 30,9 тыс. юридических лиц, и 45,1 тыс. индивидуальных предпринимателей. Для обеспечения занятости населения республики необходимо привлечь население к общественным работам, финансируемым в рамках различных проектов. (Пример: «Мой Дагестан – моя вода», «Мой Дагестан – комфортная городская среда», «Мой Дагестан – мои дороги» и др.). Основную роль должны играть профильные министерства (администраторы) в тесной связке с администрациями городов и муниципалитетов.
3. В структуре ВРП РД в 2016 - 2018гг. наибольший удельный вес занимали оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство и строительство. То есть, в основном это предприятия малого и среднего бизнеса, основа существования которых–это экономический оборот. Снижение ставок налогов ничего не даст в силу того, что у предприятий просто-напросто не будет выручки. Оптовая и розничная торговля, общепит и др. представлены субъектами малого предпринимательства, использующие спецрежимы. Есть предложение освободить от налогов на полгода все субъекты МСП, применяющие спецрежимы. Выпадающие доходы компенсировать за счет субсидий этим же субъектам, заложенным в республиканском бюджете к распределению. То есть, субъектам МСП из бюджета не распределяется ничего, а субсидии и субвенции переводим в разряд дотаций и перераспределяем на финансирование общественных работ.
4. Особенностью сельскохозяйственного производства в республике является преобладающая роль личных подсобных хозяйств (их доля в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства составляет 77%). На уровне муниципалитетов организовать весенние полевые работы. Координацию этой работы возложить на Минсельхоз РД и Управления с/х в районах.
5. Организовать системную работу по оказанию адресной социальной помощи семьям, учтенных в базе Минтруда РД, назначить ежемесячные пособия в размере не менее 2 тыс. руб. на каждого члена семьи.
6. С привлечение специалистов ДГТУ и во взаимодействии со специалистами IT-сферы разработать в кратчайшие сроки онлайн сервисы и платформы по содействию обмена товаров, работ и услуг.
7. Организовать онлайн-обучение предпринимателей с привлечением специалистов ДГТУ для повышения их финансовой грамотности и эффективной работы на удаленке.
8. Арендные каникулы. В частности, предоставлять льготы собственникам объектов недвижимости, которые сдают помещения в аренду для предприятий малого и среднего бизнеса. Арендодатель, который уменьшает своим арендаторам плату на определённую сумму, получит льготу по налогу на ту же сумму. Это должно стимулировать владельцев недвижимости снижать арендную плату и давать на нее отсрочку.
 


Поделиться новостью: