Категория: 2020 г., ИЭФ, АСФ, Лента
В ДГТУ прошел научно-практический семинар «Философия. Глобализация. Восток и Запад: диалог мировоззрений»
В соответствии с планом проведения научных мероприятий кафедра философии провела научно-практический семинар на тему «Философия. Глобализация. Восток и Запад: диалог мировоззрений».
С докладом «Философия. Глобализация. Восток и Запад: диалог мировоззрений» на семинаре выступил заведующий кафедрой философии, доктор философских наук, профессор Юсуп Нурмагомедович Абдулкадыров. Он в своем докладе отметил, что проблема обсуждается в России более полутора столетий и почти весь нынешний век в Европе и мире. Проблема Восток-Запад насчитывает тысячелетие, начиная с религиозного разделения мира сначала в христианстве (католицизм и православие), а затем между христианским миром и исламом. При этом высвечиваются различные аспекты этого взаимодействия. Пожалуй, ведущей идеей остается «центризм». Центризм предполагает не просто сосредоточенность на себе, а выявление на основе сравнения того, что считать нормальным развитием, принятым за образец. В массовом сознании укоренился благодаря религии. А ведь восточные религии, в том числе и относящиеся к мировым (таковыми считаются еще христианство и ислам), – буддизм на несколько тысячелетий старше существующих конфессий. Они во многом формировали ментальность своих народов, отчего в философских культурно-исторических воззрениях так часто говорится об основополагающей роли религии в формировании типов социальности, организации хозяйственной и иной деятельности человека и государства. Возможно, именно поэтому возникают концепции, в том числе и среди современных ученых в нашей стране, рассматривающие западную культурно-историческую традицию как отклонение от нормы.
Проблема разделенного мира на Запад и Восток имеет много различных объективных и субъективных оснований, неравнозначных и систематизированных лишь в пределах той или иной концепции культурно-исторического развития. Начнем с географических факторов сложности проникновения (разделенность сушей или океанскими просторами), огромные слабозаселенные пространства, климатические особенности. Эти же факторы сказывались и на формировании общественного производства, ведущих видов хозяйственной деятельности. При этом восточные общества делятся на, скажем так, «оседлые» и «кочевые», к последним относят арабские страны азиатского континента, да и то в определенный период своей истории, в эпоху создания огромных империй, проникающих на другие континенты. Сложности были и с преодолением языкового барьера, а Европа была объединена латынью. Следующим этапом взаимоотношений была колонизация Востока Западом. Многие исторические мифы и различия этих стран сложились именно в эту эпоху.
Юсуп Нурмагомедович акцентировал внимание аудитории о необходимости и важности диалога цивилизации: «Необходимо осознать общефилософскую значимость диалога как внутреннего процесса становления мировой культуры. Мир диалогичен в основе и в своем единстве (это прекрасно выразил в своем творчестве М.М. Бахтин). Мы сталкивались с таким подходом при определении сущности человека (Л.Фейербах, М.Бубер). Значение диалога подтверждается признанием высокой ценности перемен как условия поиска путей повышения эффективности деятельности, ценности личности».
На научно-практическом семинаре приняли участие д.ф.н., профессор Гульнара Шайдаева, декан ФТДиСЭ Шамиль Шамхалов, к.и.н., доцент Гульнара Гамзаева, аспиранты ДГТУ и студенты АСФ, которые приняли активное участие в обсуждении данной проблемы.