Категория: 2021 г., АСФ, Лента
Открытая лекция «Основы гидрогеологии» прошла в вузе
На архитектурно-строительном факультете вуза состоялась открытая лекция «Основы гидрогеологии», организованная доцентом кафедры СМиИС Алхасовой Юлдуз, по дисциплине «Инженерная геология».
Алхасова Ю.А. отметила, что гидрогеология, подобно другим областям знаний, возникла в глубокой древности из практических потребностей человека, но оформилась как наука только в конце XIX в., хотя отрывочные сведения о подземных водах можно найти еще в документах, относящихся к весьма отдаленным периодам истории развития человеческого общества.
"Гидрогеология - наука, изучающая происхождение, условия залегания, состав и закономерности движения подземных вод, также в ней изучается взаимодействие подземных вод с горными породами, поверхностными водами и атмосферой. Гидрогеология является частью геологии и изучает подземные воды на основе анализа истории развития земной коры.
Без гидрогеологии проблематично произвести прогнозирование водопритоков, устранить экологические последствия гидротехнического строения, спроектировать использование месторождений вод различного назначения и качества (питьевая, техническая, минеральная, промышленная, термальная).
Иногда подземные воды вызывают оползни, заболачивание территории, осадку грунта, затрудняют ведение горных работ в шахтах, для уменьшения притока подземных вод проводят осушение месторождений и сооружают водоотливы", - подчеркнула спикер.
Ею было также отмечено, что при проектировании любого сооружения обязательно проводятся гидрогеологические изыскания с целью определения характеристик почвы, уровня залегаемых подземных вод, их объема и направления подземных течений. Эти данные невероятно важны. Так как при довольно больших масштабах будущей конструкции и немалого ее общего веса в итоге оказывается определенное давление на почву, возможны даже некоторые изменения в общей картине подземных вод.
С другой стороны, всегда имеет место обратное воздействие почвы на возводимую конструкцию.
Материал лекции излагался четко, доступно, на достаточно профессиональном уровне. Студенты в ходе лекции принимали активное участие в обсуждении рассматриваемых вопросов.