Категория: ИЭФ
Об укреплении толерантности поговорили за круглым столом в ДГТУ
28 ноября кафедрой менеджмента по инициативе преподавателя Шахпазовой Р.Д. был проведен круглый стол на тему: «Толерантность как фактор гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений», в котором приняли участие преподаватели и студенты инженерно-экономического факультета.
Она отметила, что в настоящее время в мировом сообществе широко обсуждаются вопросы толерантности. Ведь с проявлениями озлобленности, недоброжелательности, агрессии, жестокости в межличностных отношениях, мы встречаемся довольно часто. В обществе нередко проявляется социальная напряженность, появляются конфликтные ситуации, связанные с эскалацией нетерпимости и конфликтов, фактами ксенофобии и экстремизма.
В мировой практике учащаются случаи проявления нетерпимости и в учебных заведениях. Интолерантность среди молодежи проявляется в разнообразных формах: оскорбления, насмешки, враждебность к «чужим», унижение, подавление, дискриминация. При этом нередки случаи насилия и откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие столкновения.
Проблема формирования толерантности в молодежной среде является общепризнанным глобальным приоритетом. Создана федеральная целевая программа Правительства РФ: «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Деятельность социальных институтов должна включать в себя работу по воспитанию толерантности у юного поколения.
Поэтому проблема воспитания патриота-гражданина в духе толерантности, противостоящего экстремизму, терроризму, имеющего высокий уровень правовой культуры, в современных условиях приобретает приоритетное значение.
Студентам напомнили, что термин «толерантность» имеет множество определений в различных контекстах: социальном, этическом, политическом, психолого-педагогическом. Чаще всего толерантность понимается как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, образу жизни, уважение человеческого достоинства, умение принять другого человека таким, какой он есть. Толерантность – интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям.
Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Экономическая ситуация, безработица, разнообразный национальный состав населения приводит к расширению конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
Согласно сообщениям информагентств проявления интолерантности отмечаются практически ежедневно и степень их тяжести различна: от агитационной деятельности, до непосредственной деятельности экстремистских групп. В сети интернет появляется всё больше сайтов с содержанием экстремистских материалов, деятельность которых пресекается правоохранительными органами.
Выступающие отметили, что важную роль в распространении идей толерантности должен сыграть студенческий актив, так как благодаря неформальному межличностному общению ему удается гораздо легче и доступнее донести информацию до большинства студентов. Задача вуза – подготовить не только высококвалифицированного специалиста, но и социально адаптированную, психологически устойчивую и морально «здоровую» личность, готовую принимать реалии современной жизни, людей с различными политическими, религиозными, мировоззренческими и иными установками и суждениями, уважать самобытность и уникальность культур народов мира.
Таким образом, работу по формированию толерантных установок в молодежной среде необходимо продолжить, используя интересные формы и методы воспитательной и просветительской работы в учебных заведениях, по итогам которой толерантность должна стать социальной нормой жизни.