Категория: ИЭФ
Деловая игра «Кораблекрушение» помогла студентам ИЭФ приобрести дополнительные навыки менеджера
Для современного менеджера, работающего в управленческом поле «направленность на дело – направленность на человека», большое значение имеет достижение согласия с исполнителями. В связи с этим в процессе оценки деловых качеств претендента на управленческую должность применяются методики, позволяющие определить степень выраженности названных качеств.
Одной из таких методик является ситуационная деловая игра «Кораблекрушение», которая была проведена преподавателями кафедры менеджмента Абдуллаевой Т.К. и Магомедовой Т.В. со студентами ИЭФ в целях тренировки навыков аналитического мышления, связанного с выбором варианта решения проблемы в соответствии со здравым смыслом и оценки возможности достижения взаимопонимания с исполнителями.
Преподаватели ознакомили всех участников с условиями игры и представили конкретную ситуацию для размышления, которая дает возможность количественно оценить эффективность группового решения.
Играющие учатся достигать согласия при решении групповой задачи, так как игра моделирует процесс принятия группового решения. Кроме того, она помогает сплотить группу. Ведущему она дает диагностическую информацию относительно коммуникативных шаблонов, лидерских качеств и навыков участников группы.
На индивидуальное ранжирование дается пятнадцать минут. Задача участников - самостоятельно пронумеровать пункты списка в соответствии с их значением для выживания. После этого в течение сорока пяти минут группа должна прийти к общему решению, достигая единства мнений по каждому пункту списка, представленной в игре ситуации.
Это единство мнений очень важно. Нужно, чтобы каждый играющий согласился бы с групповым решением, а не просто подчинился чужому мнению, даже если это мнение большинства. Достичь согласия нелегко, иногда группа при таких условиях даже не в состоянии прийти к устраивающему всех решению. А в некоторых случаях «консенсус» оказывается мнимым, и при обсуждении игры обнаруживаются игроки, которые просто уступили группе. В процессе обсуждения нужно сравнить индивидуальные решения с групповым, а затем после принятия общего вердикта начинается обсуждение игры, чтобы сравнить принятое решение с мнением экспертов.
Студенты активно участвовали в игре, оживленно дискутируя друг с другом. Каждый пытался отстаивать и аргументировать свою точку зрения.
В ходе игры ведущему было необходимо найти ответы на вопросы: На что можно обратить внимание в обсуждении? В чем состоит процесс принятия группового решения? Какие виды поведения помогали прийти к согласию? Какие мешали? Кто был активен, кто не участвовал? Какие лидерские качества проявились в игре? Кто оказывал влияние и почему? Какая была атмосфера в группе? Что чувствовал каждый участник? Какие действия предпринимались для «протаскивания» своих мнений? Как можно улучшить процесс принятия группового решения?
Игра позволила студентам самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом организовывать дискуссии, как избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения.
Как признались ребята, очень большое значение для них имел анализ собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы.