Категория: ФИСВЭиУ
Студенты ФИС посетили Центр этнической культуры
Студенты 4 курса факультета информационных систем вместе с куратором ассистентом кафедры эконометрики и прикладной информатики в дизайне Эмирагаевой М.Р. посетили Центр этнической культуры, расположенный в г. Махачкала. Центр этнической культуры это новое культурное пространство, ключевая особенность которого – новая подача хорошо известного и любимого старого. Народы Дагестана создали свою самобытную культуру во всех сферах, производства и быта. Они исстари удивляли предметами искусства, отличающимися изяществом и красотой форм, богатством красок, мастерством художественного исполнения. Дагестанцы всегда бережно относились к своей культуре, обычаям и традициям. Особенно заметно это проявляется в сохранении и передаче подрастающему поколению лучших традиций, веками сложившихся в таких видах декоративно-прикладного искусства, как ковроткачество, ювелирное искусство, керамика, резьба по дереву и камню.
В системе ценностей культуры народное и декоративно-прикладное искусство Дагестана занимают одно из центральных мест, так как произведения народных мастеров отражают веками сложившиеся художественные традиции и опыт народа, его мировоззрение, мировосприятие и сохраняют непрерывную связь поколений. В создании материальной культуры горцев были задействованы различные виды художественных ремесел: ткачество, вышивка, золотое шитье, узорное вязание, выделка кожи и войлока, гончарное, бронзолитейное и медночеканное дело, оружейное и ювелирное производство, резьба по дереву, камню и т.д.
Сотрудники центра готовились к выставке одной из уникальных видов Дагестанского искусства – шелковой вышивки, получившей название «кайтагской» по месту ее первоначальной фиксации. Чаще всего эти вышивки встречались в Акушинском и Дахадаевском районах. Это вышитые шелком панно, размером приблизительно 100х50, со своим оригинальным, неповторимым рисунком. До нас дошли работы, датируемые к.XVIII – н. ХХ вв. Вышивка выполнялась натуральным шелком разного качества и блеска, на домотканой хлопчатобумажной ткани. Кайтагские вышивки имели ритуальное значение и были связаны с тремя главными событиями в жизни человека: рождением, свадьбой и смертью. После рождения ребенка, чтобы защитить его от дурного глаза, мать покрывала головной конец люльки вышивкой, рисунком вовнутрь. То есть, вышивка выступала как оберег. В том же качестве она использовалась и на свадьбе, когда невеста несла свои украшения, подарки и прочие свадебные атрибуты завернутыми в вышивку, вышитой стороной вовнутрь. С этой же целью в некоторых домах вышивкой покрывались сундуки с приданым. Вышивки сопровождали человека и в последний путь.
Ребята с большим удовольствием окунулись в атмосферу старины, тщательно изучили экспозиционные залы центра и пытались познать мир, который был близок предкам.
Как признались студенты, посещение центра позволило им проникнуть в мир искусства и традиций, которыми жили целые поколения дагестанцев, бережно сохранивших для потомков свою культуру.