Категория: ФКТВТиЭ
Выставку, посвященную истории железной дороги в Дагестане, посетили студенты ДГТУ
Студенты академической группы У223 факультета КТВТиЭ вместе с куратором группы Мусаевой У.А. посетили выставку, посвященную истории железной дороги в Дагестане, которая открылась в Музее истории города Махачкала.
Проект реализован совместно с Всероссийским обществом любителей железных дорог, Музеем истории Северо-Кавказской железной дороги в Ростове-на-Дону, Железнодорожным музеем РЖД в Дербенте, Махачкалинским отделением СКЖД и Центральным Государственным архивом Республики Дагестан.
Студенты с большим интересом рассматривали фотографии, документы, карты, схемы, облигации, железнодорожные билеты, документальную хронику 30-х годов прошлого века.
Ребят заинтересовал тот факт, что изначально, когда собирались строить железную дорогу, возникли некоторые разногласия по поводу территории прокладки железнодорожного полотна. Дело в том, что первоначально намечалось проложить железную дорогу западнее города, у самого подножия горы Тарки-Тау. Но, недовольство рыбопромышленников и купцов, не желавших нести дополнительные расходы по перевалке грузов от порта через весь город до Тарков, заставило пересмотреть вопрос о трассе железной дороги. Так путь на Дербент и Баку пошел через порт и далее вдоль берега моря по песчаной косе.
Особый интерес представляют предметы, имеющие непосредственное отношение к железнодорожной тематике: фонари сигнальные и семафорные, служебные телефоны, сумка обходчика железнодорожных путей военных лет, редчайшие фотографии Григория Яковлевича Погорельского, работавшего на железной дороге, фотографии из российских музеев и частных коллекций.
Также оказалось, что здание вокзала раньше было другое. Оно было построено в 1896 году, в 70-х годах прошлого столетия его снесли и построили новое. На выставке были представлены два уникальных снимка, на которых можно увидеть внутреннее убранство первого этажа вокзала, где на полу лежат горцы, и фото роскошного ресторана, расположенного на втором этаже.
Студенты узнали, что с проведением железной дороги в Дагестане связано строительство крупных промышленных предприятий, развитие сети шоссейных дорог, связавших внутренние округа Дагестана между собой и с другими регионами России. В истории развития и становления нашего города железнодорожная магистраль, наряду с портом, сыграла важную роль, поскольку способствовала превращению Петровска (ныне Махачкала) из провинциального городка в культурный и промышленный центр республики.