Категория: 2016 г., ФПиУТ
ФТДиСЭ. Навстречу "Приему-2015"
В рамках профориентационной работы зав. кафедрой русского языка Алиева Г.Н. встретилась с выпускниками СОШ №1 г.Махачкалы.
Гюльнара Низамовна рассказала ребятам о направлениях подготовки бакалавров и специалистов факультета таможенного дела и судебной экспертизы, необходимых для поступления ЕГЭ. Кроме того, во время беседы говорили о предпочтениях, склонностях и возможностях выпускников. Дальнейшую беседу Гюльнара Низамовна провела в форме лекции, рассказала о важности выбора профессии: «Выбор профессии — дело сложное и важное. Поскольку жизнь человека неразрывно связана с определенной профессией, нет ничего важнее проблемы выбора жизненного пути. Человек, не занятый своим делом, не нашедший себя, приносит обществу большие проблемы. При этом огромный ущерб наносит себе и сам человек вследствие неудовлетворенности своей жизнью, отсутствием самореализации, незавидным материальным положением.
Человек становится неудачником зачастую потому, что ему в начале жизненного пути не помогли найти свое место в жизни, творчески реализовать себя, испытать радость и свободу выбора нужной профессии.
Казалось бы, собственное будущее небезразлично всем. Но вызывает удивление необоснованная легкость, с которой определенная часть молодых людей относится к выбору профессии.
Каковы же возможные причины, заставляющие людей работать на той или иной работе? Чего люди ждут, что хотят получить от своей профессиональной деятельности?
Проанализировав ведущие интересы и ценности, известный американский психолог А. Маслоу разработал общую систему основных потребностей человека. В основе лежат физиологические потребности в питании, жилище и т. п., затем идет потребность в защите, стабильности жизни. Далее человек проявляет потребность в общении, социальных связях и отношениях с окружающими. Последние две высшие потребности — это потребность в уважении и признании, а также потребность в самореализации своих способностей.
Учитывая, что современный человек большую часть жизни проводит на работе, можно с уверенностью предположить, что он будет стремиться удовлетворить их и в своей трудовой деятельности.
Каждый человек, выбирая себе будущую профессию, руководствуется разными мотивами: доступностью обучения, легкостью поступления в учебное заведение, ее престижностью, высокой зарплатой, ориентируется на хорошие условия труда или следует указаниям родителей и т. д.
Выделяют несколько групп мотивов выбора профессии:
- Социальные (желание своим трудом способствовать общественному процессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);
- Моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);
- Эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);
- Познавательные (связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессиональной деятельности);
- Творческие (возможность быть оригинальным, неповторимым);
- Материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы);
- Престижные (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая ценится среди друзей и знакомых);
- Утилитарные (возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).
Таким образом, можно сказать, что сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек правильно оценивает свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять».
Встреча прошла очень плодотворно, учащиеся внимательно слушали Гюльнару Низамовну и задавали интересующие их вопросы. Алиева Г.Н. выразила надежду на осознанный подход к выбору специальности школьниками и порекомендовала им выбрать для дальнейшего обучения Дагестанский государственный технический университет.