Категория: 2016 г., ФПиУТ
Вопросы формирования профессиональных качеств специалиста сферы социально-культурного сервиса обсудили на семинаре в ДГТУ
12 февраля на факультете таможенного дела и судебной экспертизы на кафедре СКС и Т состоялся семинар на тему: "Адаптация к требованиям профессиональных качеств будущего специалиста сферы социально-культурного сервиса".
Семинар открыл профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма Девришбеков Низами Рамазанович. Он отметил, что адаптация к будущей профессиональной деятельности всегда являлась непростой задачей как высшего образования, так и практики отношений предприятий и организаций с молодыми специалистами. Получение навыков практической деятельности в период учебы без ущерба для освоения учебного материала является актуальной задачей. В сфере социокультурного сервиса решение этой задачи дает возможность выявить механизмы развития творческих способностей будущих работников сервиса в профессиональной адаптации.
Сегодня особую социальную значимость приобретает внутренний мир работника социально-культурной сферы, становление и развитие его творческих способностей, многообразие и многоаспектность их проявлений. Именно эти изменения, основанные на существующей потребности профессиональной адаптации, стараются учитывать преподаватели кафедры социально-культурного сервиса и туризма в своей работе по улучшению уровня организации процесса по развитию творческих способностей студентов-сервисников.
Творчество – это не только врожденная способность, но и повседневный способ действия, в основе которого заложен приоритет ценностных ориентаций, способность к саморазвитию, конструктивности, оригинального креативного подхода к решению профессиональных проблем будущих специалистов социально-культурной сферы. В этой связи, отметил Девришбеков Н.Р., предоставляется актуальным выяснить, каковы творческие способности будущих специалистов социально-культурной сферы, какова их составляющая.
Выступившие студенты: Мамаева А..Магомедова Д.,Ашуров З……… отметили, что в современном обществе будущему специалисту в сфере культуры особенно важно найти свое место в профессии, адаптироваться, получить навыки быстрого вхождения в профессию.
Ценностные ориентации удовлетворяют потребности личности будущего специалиста социально-культурной сферы в русле гуманистической позиции, изменяя внутренний мир, что актуализирует необходимость глубокого теоретического и методологического изучения данной проблемы.
В своём выступлении ст.преподавательШихмамедова Д.М. подчеркнула, что сегодня как никогда остро встает проблема профессионального самоопределения молодого поколения. Молодежь более мобильна на рынке труда, но в силу причин объективного и субъективного порядка продолжает оставаться уязвимой категорией.
Проблема «вхождения» молодежи, получившей профессиональное образование, в рынок труда во многом обусловлена социально-психологическими факторами, связанными с тем, что представления выпускников о перспективах трудоустройства и о будущей трудовой деятельности в целом не совпадают с реальной обстановкой на рабочем месте и реальным соотношением спроса и предложения на рынке труда. Зачастую это является следствием изначально неправильного выбора будущей профессии, низкой информированностью о различных ее аспектах.
Вопросам социальной незрелости молодых специалистов, их психологической неподготовленности к вхождению в рынок труда, приводящим к формированию негативных стереотипов восприятия выпускников вузов со стороны работодателей, посвятил своё выступление Умаров Г.М
Доцент кафедры Курбанова А.Д. в своём выступлении отметил, что для современного молодежного рынка труда характерно увеличение разрыва между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодежь не имеет практического опыта работы (либо он недостаточен), данная категория граждан оказывается мало востребованной на рынке труда. А высокие требования с их стороны к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы.
В выступлении зав.кафедрой Идрисовой Н.Л. были указаны также противоречия между:
- потребностями в создании определенных педагогических условий адаптации к профессиональной деятельности и недостаточной научной обоснованностью данных условий в традиционно сложившейся системе профессионального образования, как недостаточно формирующей направленность студентов на будущую профессиональную деятельность;
- сложившимися традиционными формами организации образовательного процесса и необходимостью внедрения новых, нетрадиционных подходов, направленных на формирование профессиональной мобильности и способов адаптации в постоянно изменяющихся обстоятельствах социума.
Участники семинара пришли к заключению, что процесс профессиональной адаптации молодых специалистов развивается, если устанавливается соответствие между подсистемами следующих характеристик: комплекс требований, предъявляемых современным производством к личности специалиста и связанных с его готовностью к профессиональной деятельности (высокий уровень профессиональных знаний, любовь к своей специальности, инициативность, самостоятельность, организованность и другие профессионально значимые качества), и комплекс ожиданий и требований со стороны специалистов к будущему месту работы.
Это ожидания связаны как с самой деятельностью (актуальность, разнообразие, сложность решаемых задач, возможности профессионального роста, актуализации творческих способностей), так и с более широкими возможностями работы: общения с коллегами, должностного роста, материальной обеспеченности, улучшения социально- бытовых условий.