Категория: 2016 г., ФПиУТ
Студенты ДГТУ обсудили вопросы воспитания с профессиональными психологами
В рамках воспитательной работы старший преподаватель кафедры психологии Магомедова Х.М. провела на ФТД и СЭ мероприятие под названием «Воспитание не равносильно насилию».
Магомедова Х.М. начала с того, что обучение и воспитание органически связаны между собой, они взаимно дополняют друг друга. Цель любого вида обучения – не просто передать определенные знания, умения и навыки ученикам, студентам по тому или иному предмету, но и воспитывать их, научить воспользоваться полученными знаниями в жизненной практике. Недаром учебные задания составлены с учетом элементов воспитания в их содержании.
Бурную дискуссию вызвал рассказ преподавателя о моделях воспитания в разных странах, среди которых особое место занимают две взаимно противоположные модели воспитания детей - европейская (точнее английская) и японская. Суть английской модели воспитания состоит в том, что детей с детства учат ответственности, учат отвечать за свои действия, наказывают за любые проступки, т.е. с детства готовят к взрослой жизни. Поэтому они рано становятся самостоятельными, получив аттестат, уезжают от родителей. Согласно японской модели воспитания, детей нельзя наказывать за содеянное. Этим мы ставим их в неловкое положение, ограничиваем свободу действий, лишаем чувства уверенности в себе, считают японцы. По-мнению японцев, детей нужно воспитывать, не притесняя; предупредить возможные ошибки, подсказав правильный путь.
Студенты стали активно обсуждать, какая модель воспитания лучше, что подходит для нас, назвали преимущества и недостатки каждой из них, упорно доказывали, почему, на их взгляд, та или иная модель воспитания лучше.
Помочь студентам в решении спора вызвалась заведующая кафедрой психологии и связей с общественностью, профессор Сулаева Ж.А. Она рассказала студентам о разных формах, методах и принципах воспитания, которые можно использовать в этом процессе, учитывая разные факторы (этнические особенности, пол, возраст, психологию человека и т.д.).
Магомедова Х.М. также рассказала об атолычестве - довольно распространенном на Кавказе методе воспитания, когда трудно воспитуемых детей отдавали на воспитание в чужую семью. Ребенок жил в семье аталыка, он становился родным для приемной семьи и возвращался к родителям только после того, как были усвоены уроки воспитания.
Многие об этом методе услышали сегодня впервые и были удивлены тому, как совершенно чужие люди просто так (не за оплату) брали на себя такую ответственность. Такие способы воспитания сближали, роднили людей. Сегодня, когда каждый за себя, радуется чужим ошибкам, неплохо было бы напомнить о наших вековых традициях, благодаря которым сохранилось единство и сплоченность разных этносов республики и Кавказа в целом.
Студентка 3 курса ФТДиСЭ Османова К. верно отметила: «Именно сегодня, когда наши недоброжелатели стремятся сеять смуту в обществе, хотят разъединить наши народы, натравить их друг на друга, следует напомнить о том, как мы раньше жили – в мире и согласии, поддерживали друг друга во всем. Несмотря на трудности и лишения, люди помогали друг другу, были ответственны даже в воспитании не только своих детей, но и за детей соседей, родственников, друзей. Эту традицию следует возродить».