Категория: 2016 г., ИЭФ
Круглый стол «Профессиональная мотивация студентов-менеджеров» прошел в ДГТУ
27 февраля на инженерно-экономическом факультете профессором кафедры менеджмента Букаром Нагметуллаевичем Гамидуллаевым был организован круглый стол «Профессиональная мотивация студентов-менеджеров», на котором присутствовали преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты факультета.
В своем выступлении Букар Гамидуллаев отметил: «Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности.
Проблема формирования мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности».
Проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.
Применительно к учебной деятельности студентов в системе вузовского образования под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.
Букар Нагметуллаевич акцентировал внимание присутствующих на «формуле успеха», основанной на системе целеполагания и совершения определенных действий с использованием ресурса времени, тайм менеджмента способствующих выработке эффективной системы планирования и реализации поставленных целей.
В обсуждении рассматриваемого вопроса активное участие принимали все присутствующие. Участники круглого стола выразили свое мнение о том, что воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в вузе, группе; участие студента в коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества преподавателя и учащегося, помощь преподавателя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение преподавателем студентов к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи преподавателя; ролевые игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение преподавателем поощрения и порицания.
Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения студента учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность.